Велосипед без фанатизма: Как похудеть на «байке»?

Как правило, увлеченный оздоровительными эффектами велосипедист жмет на своем «байке» с приличной скоростью, стараясь наматывать километраж посолидней. Пульс такого ездока отбивает примерно 140-160 ударов в минуту, что говорит о профессиональной тренировочной нагрузке. Но именно при таком режиме организм гонщика не в состоянии получать необходимое количество энергии из жира.

С одной стороны, любая физическая нагрузка ведет к потере калорий. А потеря калорий, соответственно, ведет к потере веса. Взаимосвязь, на первый взгляд, прямая и естественная. Однако тут не все так перспективно, как показывает очевидная логика биохимических процессов.

Прежде всего, дело в том, что человек худеет далеко не прямо пропорционально сжигаемым калориям. Человеческий организм в своем функционировании более привязан не к сознанию, а к независящим от сознания эволюционно обусловленным метаболическим процессам. Потому те излишки веса, которые кажутся неправильными и неприятными сознанию человека, его организмом в целом рассматриваются, как стратегический резерв под грифом «неприкосновенный запас». Потому заставить организм пустить его в расход – дело не из простых.

Как правило, увлеченный оздоровительными эффектами велосипедист жмет на своем «байке» с приличной скоростью, стараясь наматывать километраж посолидней. Пульс такого ездока отбивает примерно 140-160 ударов в минуту, что говорит о профессиональной тренировочной нагрузке. Но именно при таком режиме организм гонщика не в состоянии получать необходимое количество энергии из жира. Данный режим граничит с экстримом, а потому «сало не перегорает» – не успевает. Организм прежде всего использует легкие на переработку углеводы, полисахарид гликоген, который содержится в мышцах и печени, и глюкозу, как продукт расщепления гликогена.

Углеводы являются основным поставщиком энергии у человека и запасаются в полисахариде (гликогене). Гликоген сосредоточен в мышцах, как источник быстро доступной энергии, и глюкоза из него используются только мышцами, и в печени, откуда снабжает глюкозой основные процессы жизнедеятельности организма при недостаточности уровня глюкозы в крови. Отметим, что при этом организм питает мышцы непосредственно глюкозой.

В процессе физической нагрузки, в частности – при катании на велосипеде, мышцы активно расходуют гликоген, сосредоточенный в мышцах. Запас этот не велик, а потому примерно через час катания в расход идет уже гликоген из печени. В этот момент у человека и открывается так называемое «Второе дыхание». Но и эти запасы имеют свой лимит.

Если же велосипедист крутит педали уже несколько часов и не подпитывает организм новыми углеводами, гликоген в печени начинает иссякать – на человека накатывается слабость. На профессиональном жаргоне велогонщиков это называется «выкрутиться в ноль». Состояние это не из приятных, особенно если оно накатило вдалеке от дома. Потому начинающим велолюбителям важно доводить себя до чувства голода!

Если съесть продукт с высоким гликемическим индексом после «выкрутки в ноль», произойдет вброс в кровь нового количество глюкозы, что стимулирует поджелудочную железу на выработку большого количества инсулина. А глюкоза при этом не запасется, а будет сожжена в процессе движения, что опять приведет к быстрому упадку сил. Более того, такие резкие перепады уровня сахара в крови достаточно вредны.

Именно поэтому опытные велосипедисты в процессе вело-трипа постоянно что-то жуют. Это необходимо для поддержания ровного уровня глюкозы. Здесь весьма показаны орешки с изюмом, курага и чернослив. Подойдет и «Сникерс», который для многих велосипедистов уже стал «стандартом дозаправки». Существует и специализированная спортивная пища для марафонцев, это – углеводные гели. Они хоть и недешевые, но их отдача значительно выше – глюкоза попадает в кровь почти мгновенно.

Разного рода мясосодержащие продукты (бутерброды, сосиски и прочее подобное) – самое неподходящее дело. Они не дают быстрого насыщения мышц глюкозой, но создают «эффект кирпича» в желудке, что создает дискомфорт. Подкрепиться, устроив привал, лучше макаронами, они дают большой запас глюкозы, но здесь важно не переедать, чтобы не создавать себе такого же дискомфорта, как от употребления мяса.

Итак, из изложенного становится очевидно, что при обычном катании на велосипеде до желаемого сжигания жира дело так и не доходит. Но если гликоген полностью иссяк, организму, конечно, придется приступить к задействованию жировых запасов, но делать это он начнет совсем неохотно. Процесс расщепления жиров достаточно продолжителен, а мышцам нужна «быстрая энергия». Потому, израсходовав весь гликоген, велосипедист уже не едет, а тащится на своих «морально-волевых качествах», считая каждый километр до дома и регулярно «падая» на асфальт для передышек, которые облегчения не дают.

В таком самоистязании вроде бы и есть тот самый искомый положительный момент – после подобных мазохистских заездов можно сбросить до пяти килограммов. Однако процент потерянного жира будет невелик, в основном это потеря воды и мышечной массы. Потому, марафоны совершенно не способствуют похудению, что очевидно из физиологии человека.

Так как же похудеть? Практика показывает, что для этого лучше кататься не спеша, чтобы пульс не превышал 120-130 ударов в минуту. Согласно исследованиям, в первые 60 минут такой нагрузки организм использует свободную глюкозу из крови, а затем начнет постепенно выжигать жиры. Причем, чем меньше на момент старта в крови сахара, тем лучше – глюкоза «выгорит» быстрее, а потому желательно не есть за два часа до выезда углеводов. Сама велопрогулка должна быть не менее двух часов, чтобы организм смог после сжигания глюкозы еще и «насладиться» сжиганием достаточного количества жиров.

Кстати, именно поэтому популярные упражнения на тренажерах стандартной длительностью по 30-60 минут практически бесполезны для похудения. Организм тренируется – это хорошо, но процесс сжигания жира не успевает запуститься.

И все же только теорией вопрос не решается. Главная «нетеоретическая» проблема упирается в поддерживание нагрузки при вело-прогулке на уровне пульса в 120, что представляет собой весьма низкий темп. И держать его не так-то просто! Всегда есть желание поднажать, стартануть, чтоб ветерок свистанул в ушах…

Другая «нетеоретическая» проблема – всепоглощающий голод после каждой велопрогулки. Уровень гликогена в организме резко падает, и «врываясь» домой, велогонщик с ходу выжирает половину холодильника. Последствия известны… И этот вопрос решается только процессом грамотной проработки своего режима питания, что является еще одной непростой задачей.

Из всего сказанного следует заключить, что простым вело-катанием сложно добиться желаемого уровня снижения веса – это раз. А для того, что бы хоть чего-то добиться в этом вопросе, необходимо в процессе катания иметь при себе пульсометр – это два.

И только зная «механизм энергообмена», происходящий в организме, имея пульсометр и отработав рациональный дефицит дневной нормы калорий, человек может «запустить в себе» планомерный процесс похудения. В этом – весь фокус.

Источник

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *